Turnstile, Puzzler, Twin Spin


Twin-Spin Puzzler-Novice
Puzzler-Challenger Puzzler-Avenger

Головоломка состоит из двух пересекающихся дисков. Каждый диск имеет 12 элементов — 6 треугольных (углы) и 6 прямоугольных (ребра) чередующихся по окружности. Диски пересекаются тремя элементами — два угла и одно ребро. Элементы, находящиеся на диске, могут быть повернуты на угол кратный 60 ° и только тогда можно повернуть элементы на другом.

Turnstile выпускался на Binary Arts (ныне ThinkFun). Существует также версия под названием TwinSpin, которая выпускалась в одной из восточных стран. Turnstile выпускалась по лицензии Douglas A. Engel, который и придумал эту головоломку. Он запатентовал ее 15.11.1983 г. под номером US4415158. Впервые игра появилась под именем Engel's Enigma, но затем, по маркетинговым соображениям, ее переименовали в Puzzler с тремя разными раскрасками элементов и сложности:

PuzzlerNCADirections

Похожая головоломка производилась в России, и называется Trio. Она состоит из трех пересекающихся дисков, расположенных в вершинах треугольника. Элементы в пересекающейся области желтые, остальные три диска окрашены в красный, зеленый и синий.

Количество комбинаций.

Имеются 10 угловых (треугольных) и 11 реберных (прямоугольных) элемента. Таким образом, имеется не более 11! * 10! позиций. В связи с тем что имеется набор одинаковых по цвету элементов, то возможно меньшее количество позиций. Следующая таблица показывает эту величину для каждого варианта.

УглыРебраПозиции
Puzzler Novice 4, 6 5, 6 10!*11! / (4!*5!*6!2) 97 020
Puzzler Challenger 5, 5 3, 4, 4 10!*11! / (3!*4!2*5!2) 2 910 600
Puzzler Avenger /Turnstile 2, 2, 2, 2, 2 1, 1, 1, 1, 1, 6 10!*11! / (2!5*6!) 6 286 896 000

Однако, Puzzler Avenger /Turnstile на самом деле имеет в 5! = 120 раз меньше позиций в связи с тем, что цвета можно менять местами. Учитывая это, получается 10!*11! / (2!5*6!*5!) = 52 390 800 позиции.

Jaap Scherphuis сделал компьютерный анализ головоломки, чтобы найти алгоритм Бога. Результаты в таблицах ниже. Есть два метода подсчета шагов - поворот на угол 60° и поворот на произвольный угол.

Puzzler Novice:

Поворот на произвольный угол
012345678910111213Итого
П
о
в
о
р
о
т

н
а

60°
011
122
2246
318817
48241446
54345024112
61259811632272
7712129420034656
885424687296181 510
9353971 3271 265262163 302
1062251 5393 0481 546225116 600
11681 1154 3815 0511 3919821 210
1274323 6819 0645 1935571218 946
13561 5108 70110 3982 2607222 997
1431943 3939 7194 86437218 545
15102993 1014 532947168 905
1671921 3769218462 586
171622099712381
181116330
Итого1525984091 5555 39114 41928 34130 23613 7602 5462132197 020

Три самые трудные позиции показано ниже:

Puzzler Challenger:

Поворот на произвольный угол
012345678910111213Итого
П
о
в
о
р
о
т

н
а

60°
011
144
24812
32161230
416362476
58569648208
625220023282568
7322526125161481 560
812228980163811322324 222
92140113033344350204420011 200
1056904492210475988226887829 005
1112500519818460298791613016281671 823
1222203658229806222061987132733684164 712
13541530190848897315588765166409648334 838
1430995148052025055220408425234548570 761
15242298394982322163765169518729188748 665
161768176990353406271892551050214647 785
17448139151071171443891810830284 007
18437267522521081002840 466
19243382932657
Итого110502021 0104 68021 21188 617321 876832 9821 115 265484 09340 521822 910 600

Две самые трудные позиции показано ниже:

puzzav

Решение:

Вращение по часовой стрелке на 60 градусов левого диска обозначим L. Вращение на 120, 180, 240, 300 градусов обозначим L2, L3, L4 и L5 соответственно. Следует отметить, что L5 может также рассматриваться как поворот против часовой стрелки на 60 градусов, и, следовательно, может обозначаться как L'. Повороты правого диска обозначаются таким же образом, но с использованием буква R.

Решить любой вариант головоломки довольно легко с использованием простого применения последовательности LR'L'R. Эта последовательность меняет две пары углов, а также делает 3-цикл ребер. Если вы выполняете эту формулу два раза, то углы остаются на месте, но происходит 3-цикл ребер. Если вы выполняете эту последовательность три раза, то края остаются на местах, но происходит перестановка углов. Но если вы поставите на места углы прежде чем края, то вам не прийдется делать это. Ниже дается методика решение стандартных Turnstile и Avenger головоломок, которая использует несколько формул вместо применения этой последовательности несколько раз.

turncycl

Этап 1: сборка угловых элементов попарно.

  • В первую очередь поставте два угла одного цвета рядом друг с другом. Это очень просто. Если нет готовых пар, то для совмещения элементов почти всегда достаточно повернуть один из дисков.
  • Поверните пару в область перекрытия двух дисков, а затем сделайте L2, чтобы разместить их в левой нижней части левого диска.
  • Найти угол соответствующего цвета в верхнем левом углу. Если он не расположен на верхней части левого диска (т.е. пока не паре), то его необходимо туда поставить. Поверните правый диск, чтобы привести этот элемент к вершине и сделайте LR'L'. Теперь левый диск должен иметь две угловые пары одного цвета.
  • Если правый диск имеет одну или несколько пар, необходимо повернуть его и перевести пару к области перекрытия двух дисков, затем повернуть левый диск таким образом, чтобы его верхние и нижние углы имеют одинаковый цвет.
  • Остальные 4 возможных варианта расположения:
    1. Если имеются две пары одного цвета на правом диске, то необходимо сделать R' L R L R.
    2. Если имеется одна пара на правом диске, то необходимо сделать R3 L4 R3 L2 R.
    3. Если две пары углов лежат на противоположных сторонах диска, то сделать L2 R2 L2 R2 L.
    4. В противном случае сделать R2 L2 R3 L' R L.

Этап 2: сборка реберных элементов.

  • Найти цветное ребро, который раположено на месте серого ребра (т.е. оно не лежит между соответствующими по цвету парой углов).
  • Найти пару углов того же цвета, что и ребро.
  • Следующие шаги должны переставить ребро между угловыми элементами.
    1. Если ребро и его углы лежат на том же диске, то поверните его, чтобы переставить углы в область перекрытия двух дисков. Если ребро не примыкает к углам, то поверните другой диск на 120 градусов и перейдите к шагу 2.
    2. Если ребро и его углы лежат на разных дисках и не в области перекрытия двух дисков, то поставте ребро в положении рядом с перекрытием, а затем поверните другой диск, чтобы разместить углы в области перекрытия.
  • Ребро теперь можно поставить между углами с помощью одной из следующих четырех похожих последовательностей выполненных дважды. Какая необходима зависит от положения краевой части:
    1. Ребро в левом верхнем углу: R' L R L'
    2. Ребро в правом верхнем углу: L R' L' R
    3. Ребро в левом нижнем углу: R L' R' L
    4. Ребро в правом нижнем углу: L' R L R'
  • Повторите этап 2 для всех ребер. Если все серые ребра на своих местах, но цветные - нет, то вы можете использовать процедуру, описанную выше, чтобы вставить серое ребро на место неправильного цветного ребра, затем выполнить этап 2 для цветного ребра.

Этап 3: расположение собранных элементов (пара углов и ребро) на своих местах.

  • Эта этап в основном использует повороты дисков только на 120 градусов, так что собранные цветные элементы не будут разбиты. Вначале поставте правильный ромб в левом нижнем положении - это сделать несложно.
  • Если ромб верхней левой позиции не на месте, то поставте его в правом верхнем углу и сделайте L2 R4 L4.
  • Поверните правый диск так, чтобы правильный ромб попал в область пересечения дисков.
  • Если последние два цвета расположены неправильно, то мы должны разбить их и восстановить их, выполняя последовательность L R L' R L R4 L', поменять углы, а затем решить оставшиеся края, как и на этапе 2 с помощью R2 L R' L' R L R' L' R.

Некоторые узоры для Puzzler:

1.L R L R L R L R3 L R' L' R'

2.L R' L R' L R' L R' L R'

3.L R L2 R' L' R L' R' L R' L R4

4.L4 R' L R L3 R L' R L' R L' R L2 R L'

5.R L R4 L R L' R2 L

Дополнительные материалы: